История про корм «ТерриториЯ». В трёх частях с манулом и выдрой
Часть первая. Эпоха перемен
Говорят, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. Особенно если эти перемены задумал не ты.
Ещё несколько лет назад поставки хорошего, а иногда даже отличного корма из-за границы зависели от того, насколько дистрибьютор не ленив и начитан. Ну, или насмотрен, если у него была возможность ездить за границу на трейдовые выставки. Сейчас же ситуация совсем изменилась. Если дефицит поездок можно восполнить, читая информацию о новинках в интернете, то поспорить с Россельхознадзором, который с энергией хорошо обученного терьера, почуявшего лисицу, раскапывает всё новые и новые предлоги для недопуска кормов в Россию, очень сложно. Информацией о том, что в Канаде, Америке или Германии есть классный кормовой бренд или замечательные лакомства, можно воспользоваться только для того, чтобы произвести впечатление на собеседника. Применить в практических целях — увы, невозможно. Процесс запрещения, видимо, настолько увлекателен, что завоз кормов превратился в «игру в кальмара» – шаг вперёд и два назад. Открыли один бренд — закрыли два других, а то и целую страну. И всё для того, чтобы позаботиться о рационах домашних животных? Да-да, конечно. Ну а про новые реальности, когда мы с кем-то то торгуем, то вою… то есть, перестали сотрудничать, даже комментировать не хочется. Сейчас совершенно нормально, когда представитель российской компании с условным американским или канадским производителем в личной переписке — друг, товарищ и добросовестный партнёр, а в реальности товар к нему не едет. «Ждём-ссс, до первой звезды нельзя…» — помните такую рекламу? Ну вот как-то так сейчас и в жизни.
Но. Всегда есть, «но», правильно? И компания «СИМБИО» решила, что если нет возможности остановить какой-то процесс, то необходимо его возглавить. Ну или хотя бы попытаться. И не в том плане, чтобы что-то запретить самостоятельно, а, например, начав производство российского корма «ТерриториЯ». Но не из тех, которые производят для сегмента «супердешёвые и ниже», не «чудеса кукурузной промышленности», а вполне себе нормальный, стабильный суперпремиум. Или даже холистик, как бы к ним кто ни относился.
Хотелось бы в этом месте сделать маленькое отступление. Обратите внимание на флагмана кормовой промышленности — Америку. Кажется, что у России теперь с этой страной есть очень много общего. «Как? — скажут многие. — Америка — традиции, многолетний опыт зелье… то есть, кормоварения, и Россия?» Действительно, 95% кормов, которые продаются в Америке — это их местные бренды. Да, есть кудесники, которые умудряются пролезть на американскую территорию и даже неплохо себя там чувствуют, но, вот положа руку на сердце, — они наперечёт. Зато американские кормовые бренды, как машины, алкоголь или джинсы — народное достояние. Может быть, не все они прекрасны, но американские кормовые продукты узнаваемы и аутентичны. Как и немецкие продукты или, к примеру, азиатские, их можно опознать по составу, не читая адрес производства. Сложно сказать, плюс это или минус, но это так.
Часть вторая. «Лови момент»
И вот в 2020 году компания «СИМБИО» вплотную подошла к идее разработки и создания своего первого полноценного бренда кормов (неполноценные, такие как влажные корма «ПесикАмм» и «КотикАмм», у нас были и раньше). Можно было бы подумать, что появление его обусловлено только тем, что экспорт в Россию этой продукции из-за границы стал затруднительным, но это не совсем так. Вернее – совсем не так.
Идея создания корма «ТерриториЯ» витала в воздухе уже достаточно давно.
Дело в том, что в мире есть довольно большое количество брендов, которые так или иначе эксплуатируют тему региональных продуктов. В своих презентациях они обращаются к природным богатствам своей страны, к тем возможностям, которые можно получить, используя в рецептуре ингредиенты, взятые из дикой природы или из собственных фермерских хозяйств. Не надо ехать на край света за кенгурятиной или семенами чиа, их вполне можно заменить местными специалитетами. Яркие представители таких кормовых брендов за рубежом — это «Акана» и «Ориджен», «Тимбервольф Органик», дистрибутируемый ранее «СИМБИО» «Бореал».
В России подобные бренды есть. Самый яркий, наверное, представитель — это производитель косметики Natura Siberica. Но именно «кормового» такого продукта пока не создали, и компания «СИМБИО» с брендом кормов «ТерриториЯ» запланировала занять это место.
Поэтому сначала было придумано название, которое наиболее полно отражало концепцию торговой марки. «ТерриториЯ» — это история про то, что наша страна может по праву гордиться прекрасными региональными специалитетами. Не только в Канаде есть отличные мясные продукты, в Италии — фрукты, а в Германии — овощи, всё это прекрасно можно приобрести и в России. Планировалось, что «СИМБИО» будет покупать ингредиенты в основном у локальных производителей, именно поэтому рыба в корме «ТерриториЯ» — не норвежский лосось, а калининградская хамса и камбала, индейка и курица — не американские, а из Пензенской области, вместо ягод годжи — клюква, морошка и брусника из Карелии, говядина и утка — из Бурятии, а ещё дагестанская баранина и алтайские целебные травы. При чтении рецептуры создаётся ощущение, что корм изготовлен из самых полезных и свежих продуктов, закупленных на фермерском рынке. Производитель съездил на базар, накупил самых полезных и свежих продуктов и всё это положил в экструдер (спойлер – практически так оно и есть).
Концепция сложилась на удивление легко. Была проведена параллель между богатством вкусовой линейки бренда и просторами территорий России с их разнообразием климатических зон и уникальной фауны, на ней обитающей. Каждая линейка была объединена общим вкусом (основной вид мяса в продукте) — и получила название одного из географических регионов страны.
Также за каждой линейкой были закреплены два животных, одно для оформления продуктов для собак, другое — для кошек. Они выбраны не случайно, каждое животное характерно именно для того региона, за которым оно закреплено. Кроме того, по возможности подбирались наиболее узнаваемые звери, передать характерные черты которых на изображении было проще. Компания рассчитывала, что изображение животных на упаковке должно вызвать дополнительную эмпатию у покупателей. А использование в оформлении именно местных хищных животных стало уникальной особенностью бренда. Именно поэтому на упаковках корма «ТерриториЯ» бродят росомахи, манулы и медведи, плавают выдры и скачут куницы.
Ну а дальше начались вполне себе технические будни. Вообще очень интересно наблюдать, как развивается проект с самого начала, от слов «мы придумали вот такую интересную штуку, как вам?» до момента старта продаж. Это очень впечатляет даже в ситуации с дистрибуцией бренда: сначала работает маркетинг, потом по цепочке проект проходит отдел закупок, ВЭД, склад и, наконец, отдел продаж – выглядит всё так, как будто на схеме поочерёдно зажигаются красные лампочки. В случае с собственным производством всё смотрится ещё эффектнее. Скелет бренда прямо на глазах начинает оживать и «обрастать мясом». Не обошлось и без неожиданных сложностей. Особенно тяжело было в сегодняшних реалиях решить вопрос с качественной упаковкой. Именно на её производство ушла львиная доля времени при запуске бренда: как выяснилось, она делается почти в три раза дольше, чем варится партия корма. Зато на финише «СИМБИО» получил не только красивые пачки с манулами, росомахами и выдрами, но и упаковку, которую впоследствии можно сдать в переработку.
Рецептура корма «ТерриториЯ» тоже российская, с учётом запросов покупателей. Компания много лет продаёт корма и знает, что они хотели бы видеть или не видеть в составе.
Рынок сейчас испытывает необходимость не просто в корме, а в хорошем корме. Просто «какой-то корм» производить в России уже научились. Теперь время создавать свой «Солид Голд», «Иннову», «Блю Баффало» и «Нуло», и они появятся. У «СИМБИО» есть доступ к иностранному опыту, и компания надеется, что он поможет избежать каких-то ошибок и недочётов производства. Нет же предела совершенству, правда? Слишком мелкие или крупные гранулы, «грязноватая» углеводная часть, отсутствие или присутствие хондропротектора или пробиотика в позиции, некрасивая или очень банальная упаковка? Ну так можно самостоятельно всё поправить. Твоя территория — твои правила!
Часть третья. Наша «ТерриториЯ» – наши правила
Итак, сегодня «ТерриториЯ» — это корма и лакомства, созданные в России из отечественных ингредиентов. Чем же компания может похвастаться на сегодняшний день?
«СИМБИО» легко может хвастаться чистотой рецептур и грамотностью составов своих продуктов, ведь производитель делает их не «как для себя», а именно для себя, для своего спокойствия. Потому что нет ничего хуже, чем постоянно волноваться за животных, всё равно, своих или клиентских: не пропадёт ли корм с рынка, не поменяются ли в нём ингредиенты, не подорожает ли он так, что его просто невозможно будет покупать.
«СИМБИО» не пишет о своей продукции никаких фантастических историй, которые не может подтвердить документально. И про какие-то супергипоаллергенные ингредиенты и чудодейственные травки, способные вылечить одновременно все болезни, тоже не рассказывает. Потому что, как ни крути, маркетинг — это прекрасно, но компания хочет быть честной с теми, кто ей доверяет самое важное – здоровье своих животных.
Многие позиции в бренде, например, лакомства, созданы по канадской технологии и ничем не отличаются от тех, которые так трагически покинули российский рынок в процессе охоты на ГМОшных ведьм. А значит, компания может похвастаться самыми современными технологиями производства.
Может хвастаться перерабатываемой упаковкой для корма «ТерриториЯ». Хотя бы потому, что такой упаковкой ни один другой российский производитель похвалиться не может. Да и не российские тоже далеко не все.
Красотой упаковки тоже может хвастаться. Яркие пачки с изображениями хищных животных, обитающих в России, выделяются на полках магазина и привлекают внимание покупателей — пройти мимо и не захотеть рассмотреть поближе барсука или росомаху просто невозможно.
В этом году компания придумала коллаборацию бренда «ТерриториЯ» с брендом «Пчелодар» («Агробиопром») — косметика и уходовые средства на основе мёда и продуктов пчеловодства. Кроме того, под торговой маркой «ТерриториЯ» был выпущен наполнитель для кошачьего туалета с запахами иван-чая и пихты. И останавливаться на этом «СИМБИО» не собирается.
Многим знакомо ощущение: когда у человека что-то получается, какое-то время он ходит под впечатлением этого «вау-эффекта». Со временем он стирается, и то, что вчера было «вау», сегодня становится обыденностью. Человек перестаёт обращать на это внимание, так как эта история встроилась в его жизнь и стала её рядовой частью. То же самое касается и новых проектов. Теперь «ТерриториЯ» — хорошая рабочая лошадка, которая даёт компании вполне симпатичную прибыль. Но если оглянуться и посмотреть на проделанную работу, то окажется, что она вполне тянет если не на «Игру престолов», то на «Перевал Дятлова» с элементами «Ералаша» уж точно.
То, что в России начали производить сейчас, заложит вектор развития кормового бизнеса лет на 10 вперёд. До этого момента в стране были очень неплохие отечественные продукты и даже очень хорошие. Но массовости у российского производства кормов раньше не было, а теперь, если «монстры» зообизнеса обзаведутся своими собственными брендами — может быть, это не так уж плохо? Как минимум, новые продукты будут адаптированы к запросам и реалиям внутреннего рынка.
Конечно, придётся ещё бороться за качественную упаковку, а ещё и перерабатываемую, и экологичную, за хорошее сырьё, за концепции. Потому что раньше в основном продукт только продвигали, а сейчас надо его создавать. Но когда это кого-то останавливало?
И да, «СИМБИО» с кормами «ТерриториЯ» выступает за конкуренцию. И за импорт, как бы там ни складывалась жизнь. За немецкую обстоятельность и стабильность ингредиентов, американские технологии, итальянскую лёгкость формул, канадскую натуральность и здравомыслие. Но кажется, что не только привозить, но и создавать корма станет очень приятным трендом зообизнеса в ближайшие годы.
Ну и напоследок цитата.
«На пути к истине можно сделать две ошибки — не дойти до конца и не сделать первый шаг», — Сиддхартха Гаутама (Будда). Вторую ошибку компания «СИМБИО» уже не совершила. Теперь осталось не совершить первую.